Развивающая педагогика оздоровления - в действии!
Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его…
Здоровье – основное и истинное достояние человека. Конечно, здоровье – дело не только личное, но и общественное. Здоровье людей зависит далеко не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий жизни, и, прежде всего, от самого человека.
Местом формирования здоровья ребенка сегодня является, к сожалению, не семья, где опыт родителей часто недостаточен, не медицинские учреждения, занимающиеся болезнями и больными детьми, а система образования. Поэтому целью современного образования является обеспечение не только педагогической, но и здоровьесберегающей направленности: сохранение оптимального функционального состояния организма, устойчивого уровня работоспособности ребенка (по данным врачей-гигиенистов уровень работоспособности у больных детей в 1,5 раза ниже по сравнению со здоровыми детьми).
Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России.
Именно здоровый образ жизни должен стать первейшей потребностью человека будущего. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с раннего детства, воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой. У детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.
И во время выполнения утренней гимнастики, и на занятиях по физической культуре мы убеждаем детей в необходимости ежедневного выполнения необходимого минимума движений. Дети усваивают, что дыхательные упражнения и точечный массаж «волшебных точек» помогают нам уберечься от простуды, аэробика развивает чувство ритма и красоту движений, йога помогает нашему телу стать более гибким, массаж помогает движению крови и т.д. Все это, вместе взятое, улучшает наше самочувствие, а, значит, сохраняет и укрепляет здоровье.
Ежедневное выполнение оздоровительных практик превращает любые действия в устойчивый навык, затем в привычку. А игровая форма всех упражнений и занятий, делает процесс обучения веселым и увлекательным.
Но самое главное то, что дети, обучившись новым видам движений (игровой массаж, йога, дыхательные упражнения), начинают обучать этому своих родителей.
Утренняя гимнастика, физкультурные занятия и занятия плаванием в бассейне обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Оздоровительные мероприятия, проводимые педагогами в ДОУ, нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. создают условия для того, чтобы дети росли здоровыми. Это разнообразные виды самомассажа (точечный массаж, массаж тела, лица, ушей и кистей рук), динамические разминки, подвижные игры, посещение бассейна, оздоровительный бег, элементы йоги, дыхательные гимнастики и упражнения, гимнастика босиком и гимнастика в постели, обширное умывание, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, горла, физкультурные минутки, игры-упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и сколиоза.
В детском саду имеется физиотерапевтический кабинет со следующими аппаратами: УВЧ, тубусный кварц, ингаляторы, УФО (общее и миндалин), лампа Чижевского (ионизация воздуха), кварцевые банки, облучатель бактерицидный, аппарат для приготовления кислородного коктейля; действуют соляная комната, массажный кабинет. Квалифицированный врач-педиатр Коломкина Л. Н. вовремя назначит, а медсестра физкабинета Подвигина Н. А. добросовестно проведет лечение и необходимые профилактические мероприятия. Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы.
Работу по воспитанию у ребенка отношения к собственному здоровью мы осуществляем в системе: «Семья - дошкольное учреждение – школа». Это послужило созданию и внедрению проекта комплексно-целевой программы преемственности в работе МДОУ № 21 «Сказочный теремок» и средней школы № 23 по формированию здорового образа жизни у детей. Благодаря этой программе стали традицией встречи детей подготовительной группы и первоклассников на спортивных соревнованиях и конкурсно-игровых образовательных программах.
Создание модели развивающей педагогики оздоровления стало бы невозможно без поддержки этого начинания не только всем педагогическим коллективом ДОУ, но и родителями воспитанников. Следовательно, сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий физкультурно-оздоровительной работы.
Традиционными в нашем ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры, конкурсно-игровая программа «Мама, Папа и Я – спортивная семья!», «Старты на воде».
1 июня 2006 года на спортивной площадке МДОУ № 21 при поддержке женсовета профкома «УралСталь» был проведен музыкально-спортивный праздник, посвященный Дню защиты детей. Дети подготовительных групп под руководством музыкальных работников Арсеневской О. Н. и Горбуновой С. Н. подарили зрителям и участникам музыкальные подарки (танцы «Восточный», «Морячка», «Яблонька»). Четыре семейных команды проявили свою ловкость, быстроту и сноровку в конкурсе на звание самой спортивной семьи детского сада № 21.
9 декабре 2006 года, 5 апреля 2008 года в МДОУ № 21 при поддержке женсовета профкома «УралСталь», а 27 октября 2007 года собственными силами коллектива МДОУ № 21 были организованы и проведены спортивные праздники «Старты на воде». Родители познакомились с одной из форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми и проявили на практике свои спортивные и организаторские способности. В праздниках участвовали не только дети и родители МДОУ № 21, но и семейные команды из МДОУ № 22, МДОУ № 24.
В ноябре 2007 года в нашем детском саду начала работу группа раннего плавания «Малышок». Дети от года до трех лет получают первые навыки общения со сверстниками в совместной игре, проходят курс закаливания и адаптации к условиям детского сада. После плавания мамы с ребятишками отдыхают в спортивном зале и с удовольствием играют в волейбол, бадминтон или находят себе другое занятие по душе.
Результаты работы убеждают, что объединение семьи, дошкольного учреждения и школы поможет нам на практике создать и реализовать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления. Все это позволит говорить не только об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.
|