Конспект выступления на МО воспитателей
в МДОУ № 20, 32
Игровой массаж
в детском саду в течение дня
(технология здоровьесбережения)
Сомовой Тамары Вениаминовны,
воспитателя МДОУ№ 21 «Сказочный теремок»
г. Новотроицка Оренбургской области
2008 г.
Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили, что на ладони рук и подошвы ног выходят своеобразные сигнальные точки почти всех органов.
Именно поэтому нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком – бессознательно посылать положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим органам.
Приемы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребенок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.
Обучение простейшим массажным приемам происходит в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажа сказки, развлечения, путешествия. Они могут быть и Лисонькой, и Снеговичком, Петушком или веселым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т. д.). При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
При массаже других частей тела используем приемы:
¨ поглаживание,
¨ растирание,
¨ разминание,
¨ поколачивание.
Ожидаемые результаты применения массажа:
в образовательном направлении:
à усвоение правил (знание того, что движения необходимо производить по ходу тока крови, не массировать лимфатические узлы)
à умение овладеть простейшими приемами;
в оздоровительном направлении:
à расширение капилляров кожи;
à ускорение циркуляции крови и лимфы;
à усиление функций потовых и сальных желез;
à влияние на обменные процессы;
à улучшение подвижности связочного аппарата;
à побуждение к активности;
в воспитательном направлении:
à тонизирующее влияние на центральную нервную систему;
à развитие положительных эмоций.
Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:
Ø массаж стоп:
· ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
· самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», см. Приложение);
· катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
К сведению! Для снятия усталости ног нужно сто раз ударить кулаком по подошвам ног – японское упражнение «Стократное ударение по подошвам ног».
Ø массаж рук и пальцев рук:
· самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
· многочисленные пальчиковые гимнастики;
· массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов;
· ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
К сведению! Связь пальцев с органами:
v большой палец – легкие и печень;
v указательный – пищеварительный тракт, печень, толстая кишка;
v средний – сердце, кровообращение, секс;
v безымянный – нервная система, здоровье в целом;
v мизинец – сердце, секс, тонкий кишечник;
v ладонь – в центре точка повышения активности.
Скорая помощь:
o при сердечном приступе рекомендуется надавить большим пальцем в центр ладони;
o утоление нервной усталости – массаж мизинцев до полного расслабления;
o сжать пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем – улучшает запоминание важных вещей;
o устранение психической напряженности – круговые движения орехами в каждой ладони; сцепить руки над головой, наклонять тело в обе стороны попеременно;
o проверка функции печени – при напряженных разогнутых пальцах руки согнуть указательный в виде крючка;
o активизация функции печени – растягивать зацепленные друг с другом указательные пальцы в противоположные стороны перед грудью;
o простуда, зубная боль, переутомление глаз, желудок, кишечник, красивая кожа – точка между большим и указательным пальцем, нажимать большим пальцем другой руки или орехом делать круговые движения (30 раз для точки каждой руки).
Ø массаж спины:
· игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
· массаж специальными и самодельными массажерами;
· массаж гимнастическими палками;
· массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
· упражнения на мяче (большом)
Ø массаж лица и биологически активных точек (профилактика простуды):
· игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др.;
Ø массаж тела и ног:
· игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
· массаж специальными и самодельными массажерами;
· растирание массажными рукавичками;
· выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
К сведению! Упражнения для красивых глаз.
1. Массируют все пальцы рук до расслабления (мизинцы и указательные – 3минуты, остальные – по одной минуте).
2. Массируют все пальцы ног до расслабления (указательные – 2 минуты, остальные – по одной минуте).
3. Точка в центре ладони – сильное нажатие 50 секунд 3 раза (точка жизненной энергии).
4. Внутренние уголки глаз нажать большим и указательным пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
5. Наружные уголки глаз нажать большими пальцами 2-3 раза, одноминутное нажатие.
Предлагаем примерную схему проведения массажа в средней группе ДОУ в течение дня (схема составляется в зависимости от желания воспитателя и текущего педагогического процесса).
№ п.п. |
Режимные моменты |
Выполняемые виды массажа |
1. |
Утро |
Массаж рук «Мышка», «Рукавицы», пальчиковая гимнастика |
2. |
Утренняя гимнастика |
Массаж биологически активных зон «Наступили холода», «Снеговик», ходьба по массажным дорожкам. |
3. |
Время после завтрака |
Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст. Во время пищеварения организм занят самим собой и мало способен к энергоконтакту. |
4. |
На занятиях, между занятиями, физкультминутки |
Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж тела, массаж лица, массаж биологически активных зон, массаж от простуды. |
5. |
После занятий, перед прогулкой |
Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке «Обезьянки» (руками и ногами). |
6. |
На прогулке |
Массаж пальцев рук «Рукавицы» |
7. |
Возвращение с прогулки, перед обедом |
Массаж тела и спины, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж. |
8. |
После сна |
Массаж стоп, ходьба по массажным дорожкам, массаж биологически активных зон, растирание тела массажной рукавичкой. |
9. |
Перед ужином |
Массаж рук «Строим дом» |
10. |
После ужина |
Ходьба по массажным дорожкам, массаж с использованием специальных и самодельных массажеров (по желанию детей). |
Литература.
1. М. Ю. Картушина «Быть здоровыми хотим». Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.
2. М. Ю. Картушина «Логоритмические занятия в детском саду».
Перепечатка допускается при обязательной ссылке на источник.
ПРИЛОЖЕНИЕ
|